05.09.2022

Ключевые даты и значимые личности в процессе становления краевой финансовой системы

Защита финансов – это защита жизненной силы существования государства.
Е.Ф. Канкрин, министр финансов России (1823-1844 г.)

Создание финансовой системы России началось с подписанного 8 сентября 1802 года императором Александром I манифеста «Об учреждении министерств», где подчеркивалась особая значимость именно министерства финансов. И история, и современность лишь многократно подтвердили важность этого решения.

«Множество событий, противоречивых процессов и сложностей ставили перед страной непростые задачи в плане сбора и расходования бюджетных средств. Из истории невозможно выбросить ни богатейший опыт дореволюционного периода, ни практику развития после 1917 года, – говорит первый заместитель министра финансов Ставропольского края Ирина Маркасьян. – И сейчас мы видим, что сфера государственных финансов превратилась в эффективно работающую систему».


Ирина Маркасьян

Ирина Маркасьян

Продолжая серию публикаций, посвященных истории Минфина России, сегодня вспомним некоторые ключевые даты и значимые личности в процессе становления краевой финансовой системы.

В марте 1804 года в Георгиевске была торжественно открыта Кавказская Казенная палата. Ее возглавил вице-губернатор, действительный статский советник Христиан Петрович Гильденшольд. Палата тогда служила основным финансовым и хозяйственным органом в Кавказской губернии и входила в систему Министерства финансов России. Среди специфики ее работы, связанной с географическими факторами, историки называют значительные объемы расходов на выдачу пособий для обустройства переселенцев из внутренних губерний России. Деньги выдавались также рекрутам и на доставку солдатских детей-сирот в военно-сиротское отделение. При этом наряду с финансовыми вопросами палата управляла госимуществом, а также имела в ведении добычу и продажу соли, винные откупы и подряды, содержание казенных зданий, дорожное хозяйство.

С октября 1824 года все областные присутственные места переводятся из Георгиевска в Ставрополь, включая Кавказскую Казенную палату. А спустя два десятка лет – в 1847 году – Кавказская область без изменения границ преобразуется в Ставропольскую губернию. Соответствующим образом меняется название и казенной палаты.

Любопытный факт: именно казначеи аккумулировали и хранили сведения по итогам ревизий среди плательщиков основного прямого налога того времени – подушной подати. Эти данные были важны не только для налогообложения, но и для производства рекрутских наборов.

Финансовые реформы 1860-х годов значительно изменили функции и структуру местных финансовых органов. Однако ключевыми задачами оставалось распределение доходов на нужды государства, в том числе и поиск средств на решение злободневных проблем. Так, есть документальные свидетельства, что финансисты добивались помощи переселенцам в виде хлеба из запасных магазинов в неурожайный 1833 год. Также важным было их участие в ликвидации последствий урагана 1914 года.

А вот несколько цифр об объемах работы Ставропольской казенной палаты. На 1901 год она имела 70845 приходных статей, 34830 расходных, в журналы генеральной проверки были внесены 14374 торговых и промышленных заведения, обязанных представлять отчеты для обложения налогом.

Поворотным моментом в истории финансов оказались революционные события 1917 года. Финансисты трудились в условиях постоянной смены власти, однако служащие палаты старались не допустить сбоев в учете денежных средств. Весной 1920 года казначейства и казенные палаты прекратили свое существование, и главным финансовым органом Ставропольской губернии стал финансовый отдел губернского революционного комитета. В 1922 – 1924 годах была проведена первая советская денежная реформа.

Большим испытанием для финансовой системы стала Великая Отечественная война. Финансисты приняли все меры для того, чтобы фронт и тыл бесперебойно обеспечивались денежными и материальными ресурсами. На Ставрополье в этот сложный период финансовый отдел крайисполкома возглавлял Георгий Васильевич Майоров. И собственно, становление региональной финансовой системы, близкой к современному понятию, пришлось как раз на это время.

С 1950 по 1969 год ставропольские финансисты работали под руководством Сергея Андреевича Фролова. Этот период в регионе отметился ростом объема валового регионального продукта. Народное хозяйство переходило на новую систему планирования и экономического стимулирования. При этом значительно усилилась социальная ориентация краевого бюджета.

В 1981 году финансовый отдел Ставропольского крайисполкома был награжден переходящим Красным знаменем Министерства финансов СССР и Центрального комитета профсоюза работников гос-учреждений за достижение высоких результатов во Всесоюзном соревновании за повышение эффективности и качества работы.

В конце 80-х прошлого века финансовое управление администрации Ставропольского края возглавлял Михаил Павлович Максименков. В переходный период важно было не потерять достоверный учет и контроль за государственными финансовыми потоками. И для решения этих задач в декабре 1992 года была воссоздана единая централизованная система органов федерального казначейства.

А Алексей Николаевич Чащихин, руководивший финуправлением краевой администрации с 1993 по 1997 год, решал уже задачи иного плана. Основной проблемой этого периода была разбалансированность финансовой системы. Необходимо было находить источники покрытия дефицита краевого бюджета, для чего финансовое управление проводило совместную работу с Госдумой Ставропольского края. В итоге впервые перестали брать деньги в Центральном банке и перешли к новым методам регулирования покрытия бюджета – к заимствованиям. В стране начал функционировать рынок государственных ценных бумаг.

16 января 1997 года – точка отсчета для начала деятельности министерства финансов Ставропольского края. Первым министром стал Геннадий Затыкович Затыкьян. Тогда финансистами велась борьба с порочной практикой взаимозачетов, составлявших треть поступлений в федеральный и около двух третей в региональный бюджет. Кроме того, во время кризиса 1998 года понадобилась масштабная мобилизация финансовых ресурсов для обеспечения социальных расходов.

С декабря 1999 по март 2001 года краевым минфином руководил Валерий Вениаминович Гаевский. В это время наблюдалась существенная стабилизация финансовой системы и рост региональной экономики. Краевой бюджет впервые за все годы экономической реформы был исполнен с превышением доходов над расходами.

С реформой местного само-управления и выстраиванием системы межбюджетных отношений в крае связывают имя Татьяны Александровны Погореловой, возглавлявшей ведомство с марта 2001 по январь 2006 года. Она, вспоминают в минфине, отличалась особым стилем руководства: твердостью в отстаивании интересов Ставропольского края и акцентом на применение финансистами передовых технологий. В тот период была создана новая система исполнения бюджета – региональное казначейство, которое эффективно работает и сейчас. Также министерство финансов края победило в федеральном конкурсе по реформированию региональных финансов. И край стал получателем гранта, за счет которого была полностью погашена задолженность по выплате детских пособий.

В период работы Владимира Гавриловича Шаповалова на посту министра финансов с 2006 по 2011 год активно внедрялись современные технологии управления бюджетными средствами. Так, стал использоваться новый подход планирования расходов бюджета: бюджетирование, ориентированное на результат. Эта система, устанавливающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами, впоследствии легла в основу формирования действующих госпрограмм.

«Сегодня минфин края продолжает играть ключевую роль в формировании и исполнении бюджета. За этой короткой формулировкой ежедневные разноплановые и объемные направления работы. Определение бюджетной, налоговой и долговой политики предполагает межведомственный характер работы минфина, – подчеркивает Ирина Маркасьян. – Невозможно проведение взвешенной бюджетной политики в крае и без высокопрофессиональных коллег – финансистов муниципалитетов. Взаимопонимание и ответственность в совместной работе по формированию и исполнению консолидированного бюджета края, проведению бюджетных реформ и совершенствованию управления финансовыми ресурсами, сохранение и приумножение «финансовых» традиций, созданных нашими ветеранами, устойчиво вошли в практику работы ставропольских финансистов всех уровней».


← Вернуться назад
Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Включить
Настройки Обычная версия
Яндекс.Метрика