01.09.2022

Минфину России 220 лет: какой долг не опасен для казны

«Ставропольская правда» продолжает серию публикаций, приуроченную к предстоящему 220-летию Минфина России. Сегодня обратимся к вопросу о том, может ли долг идти во благо. Действительно ли долговая нагрузка регионального бюджета – это сегодня норма? И какой долг не опасен для краевой казны?

В представлении многих слово «долг» в отношении денег ассоциируется с большими рисками. Однако на самом деле сейчас говорить о том, что надо жить по средствам и по возможности без долгов, стоит только лишь применительно к семье, к домашнему хозяйству. А если этого принципа станет всегда придерживаться хоть сколько-нибудь значимый бизнес, это будет означать лишь то, что он теряет возможности для развития. Пока он «живет по средствам», копит деньги в надежде, что потратит их на что-то полезное в будущем, другие сделают рывок уже сегодня.

Что касается бюджета – федерального или регионального, то здесь также долг не страшен, когда его размер невелик относительно существующих возможностей. Этот момент, к слову, жестко регулируется Мифином России. Долг может быть во благо, если нагрузка на казну по его обслуживанию не очень велика, если займы тратятся на окупаемые или инфраструктурные проекты и ясен горизонт, когда деньги могут вернуться. Об этом сегодня наша беседа с заместителем министра финансов Ставропольского края Александром Бондарчуком.







– Александр Владимирович, давайте начнем с общих вещей и расскажем читателям, что такое государственный долг и как он возникает.

– Органы власти должны стремиться к тому, чтобы сбалансировать общегосударственный фонд денежных средств для нормального развития и полноценного выполнения государством своих функций. Но от многих из них нельзя отказаться даже при недостатке финансов, которые казна получает прежде всего от сбора налогов.

И в ситуации дефицита инструментом получения необходимых денежных средств для бюджета стали сначала внутренние, а потом и внешние заимствования. За счет этих денег решались актуальные проблемы, а возвращать их нужно было постепенно.

– Когда понятие «государственный долг» появилось в России? И как давно Ставрополье впервые решилось на него?

– Российское государство осуществляло заимствования путем выпуска долговых обязательств еще со времен Петра I. А первый внешний заем был оформлен при Екатерине II для финансирования Русско-турецкой войны. Тогда же была разработана российская система управления внешним долгом. С развитием этого рынка появлялись все новые облигации – внутренние, краткосрочные, долгосрочные и даже вечные. Причем история российского государственного долга свидетельствует о том, что Россия пользовалась доверием на международном рынке и за два столетия не допускала нарушения условий займов.

События начала двадцатого века вызвали острый дефицит бюджета. Так, государственный долг России на 1 января 1914 года в 3,7 раза превышал объем доходов, поступивших в казну. После Октябрьской революции начался новый этап кредитной истории страны.

Властью активно выпускались различные облигационные займы для населения, организаций и предприятий для тех же целей, что и в царской России. Только, скажем так, займы строились по новому принципу – добровольно-принудительному. И только в 1992 году официально было введено понятие внутреннего государственного долга в том виде, в котором он сейчас представлен.

На Ставрополье в 1917 – 1918 годах тоже был период острого денежного голода, и в целях получения средств для расчетов были выпущены гарантированные чеки Кисловодского и Ставропольского отделений Государственного банка, Казначейские знаки Пятигорского Областного Исполкома Совдепов, которые имели хождение наравне с денежными знаками Терского Совета Народных Комиссаров. Затем были введены в обращение денежные знаки Вооруженных сил Юга России.

И только после восстановления советской власти на Северном Кавказе в связи с введением единой системы денежного обращения на территории страны все выпуски денежных знаков несоветских эмиссий были аннулированы.

– Военное и поствоенное время, конец двадцатого столетия… Эти периоды отметились подорванным доверием населения к вопросу исполнения государством своих обязательств перед держателями облигаций. Возможно ли его восстановить, ведь объективно сейчас эта сфера более регулируемая?

– В истории любого государства возникают обстоятельства, когда оно по различным причинам перестает выполнять свои обязательства. Это войны, финансовые и экономические кризисы – то есть то, что приводит к недостатку денежных ресурсов на обеспечение выполнения государством своих полномочий и функций.

Самым важным в финансовой политике после Октябрьской революции был вопрос о прекращении обесценивания денег и построении устойчивого бюджета. Государственные внутренние займы в 1930-х годах стали важным финансовым инструментом кредитной политики Советского государства, так как являлись дополнительным источником поступления денежных средств в бюджет. Выпускаемые ценные бумаги практически свободно не покупались и не продавались, они обычно распределялись между различными предприятиями и работниками предприятий. При этом текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов значительно превышали поступления в казну от размещения новых ценных бумаг. В связи с этим государством было принято решение снизить доходность выпущенных облигаций и продлить срок их обращения до 20 лет.

Выпускаемые во время Второй мировой войны оборонные займы только усугубили сложившуюся ситуацию. Послевоеный бюджет страны, несмотря на размещенные новые облигационные займы, вновь не имел возможностей для погашения своих долговых обязательств, которые в очередной раз были отсрочены еще на двадцать лет. Все это, конечно же, повлияло на доверие держателей государственных облигаций.

Потому важнейшей задачей современного рынка ценных бумаг как раз является восстановление этого доверия, в том числе с помощью правовых механизмов. Законодательство, связанное с выпуском ценных бумаг, постоянно совершенствуется. И уже более двадцати лет федеральный бюджет осуществляет выплаты (с учетом индексации) держателям ценных бумаг и вкладов в Сберегательном банке прошлого столетия. Чтобы максимально исключить обман и мошенничество, инвестиции в ценные бумаги от населения в настоящее время возможны только с привлечением лицензионных институтов. Ведется масштабная разъяснительная работа по поводу того, что облигации надежных эмитентов являются одной из наиболее комфортных и безопасных форм инвестирования.

– Давайте поговорим о бюджете края. За последние десятилетия долг региональной казны был разным. Нельзя ли вообще обходиться без него?

– Первые долговые обязательства у бюджета края появились в начале девяностых годов прошлого века. Ставропольским сельхозпроизводителям в тот период были предоставлены большие денежные и товарные кредиты на проведение весенне-полевых работ и закупку ГСМ под краевые госгарантии. Рыночные отношения в нашей стране тогда только начинали развиваться, зачастую процесс был стихийным, и действующее законодательство не успевало за реалиями. Неудивительно, что кредиты банкам аграрии не вернули, и региональный бюджет вынужденно стал ответчиком по этим долгам перед федеральной казной. Суммы были значительные, а учитывая финансовые кризисы 1992 – 1998 годов, мы получили объем долга почти равный годовому объему собственных доходов краевого бюджета.

Погашало Ставрополье его более 10 лет, но опыт был получен бесценный. Край нашел свою нишу на рынке ценных бумаг, осуществив четыре выпуска, научился правильно выбирать банки и кредитные продукты, равномерно распределять долговую нагрузку на бюджет, своевременно реагировать на изменения, происходящие на финансовом рынке.

Госдолг края, как правило, увеличивается в периоды кризисов, и это является объективной необходимостью. При недополучении доходов заемные средства дают возможность бюджету осуществлять плановые расходы в полном объеме и не отказываться от социальных обязательств. Здесь важно не перейти грань, при которой погашение долговых обязательств становится препятствием для здорового функционирования бюджета. Потому при получении краем сверхплановых доходов долговые обязательства гасятся частично или полностью.

– Александр Владимирович, какой долг у бюджета Ставрополья в этом году? И где край предпочитает брать взаймы недостающие средства?

– В настоящее время бюджет края имеет умеренный объем долговых обязательств. Это принципиально важно, так как наша платежная дисциплина и строгий контроль за размером долга позволяют получать кредиты не только на покрытие дефицита бюджета, но и на развитие новых инвестиционных проектов, кардинально влияющих на экономику Ставрополья и качество жизни. Например, край получит выгодные займы на строительство канализационного коллектора в Ставрополе, приобретение троллейбусов, расширение и модернизацию аэровокзального комплекса в краевой столице и т. д. В ближайшие три года на эти цели планируется привлечь в регион больше 20 млрд рублей. Полагаю, что при таких задачах наличие у края долговых обязательств, способствующих в конечном итоге улучшению жизни ставропольчан, вполне оправдано.

Государственный долг края по итогам прошлого года составил 28,9 млрд рублей – это 34% к объему собственных доходов, полученных в 2021-м. Он состоит из государственных облигаций в сумме 9,4 млрд рублей, кредитов федерального бюджета на 19,1 млрд, а также государственных гарантий на 0,4 млрд рублей.



← Вернуться назад
Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Включить
Настройки Обычная версия
Яндекс.Метрика