Денежная реформа В.С.Павлова, 1991 год, реформы Российской Федерации

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990 год) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н.И.Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и Правительство отложило пересмотр цен.

           Другим примером непоследовательности действий Правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре Правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет.

           В конце 1990 года главой Правительства стал бывший министр финансов в Правительстве Н.И.Рыжкова В.С.Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК.

           Чтобы остановить центробежные тенденции был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

           Вскоре В.С.Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. М.С. Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

           23 января 1991 года В.С.Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100 рублевых купюр. Новация заключалась в том, что, якобы, в основном только у спекулянтов были крупные купюры. Однако обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам.

            К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

            Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. рублей, в марте – 8 млрд. рублей, а к апрелю уменьшился до 4 млрд. рублей.

            Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами Правительства.

            Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

            В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и рыночных цен. Одновременно Правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций, вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

            Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре 1991 года был начавшийся распад СССР и отказ бывших союзных республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

            В этих условиях Президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. рублей на содержание армии и государственного аппарата.

            В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию.

            Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 годов.

            В условиях начавшегося развала СССР обмен денег носил хаотичный характер и вызвал огромное недовольство населения, создавшее Павлову дурную репутацию на долгие годы. В оправдание В.С.Павлова надо сказать, что ему приходилось действовать в условиях, когда время было упущено, и власть советского Правительства с каждым месяцем ослабевала. Ни в феврале, ни в июне 1991 года Верховный Совет СССР не дал ему запрашиваемых дополнительных полномочий, блокировал и тормозил практические действия Кабинета Министров СССР.

            Между тем, именно в это время было подписано первое в истории Советского Союза генеральное соглашение Правительства и профсоюза об условиях труда, оплаты и о социальных гарантиях. Была проведена реформа розничных цен и тарифов со 100% опережающей компенсацией потерь реальных доходов и денежных накоплений населения. Она создала условия для увеличения доходов государственного бюджета от увеличения производства, потребления населением продовольствия и укрепления экономического потенциала села.

            Были определены программы перестройки ТЭКа, металлургической, химической и многих других отраслей промышленности на базе прямых связей предприятий и регионов. Но было поздно. Если бы В.С.Павлов получил реальную власть на несколько лет раньше, то ему, как сильной личности, удалось бы несколько стабилизировать советскую экономику и сдержать развал СССР.

РЕФОРМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Денежная реформа 1993 года

            С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы Правительства Российской Федерации с 1992 года заложена концепция количественной теории денег. Этим объясняется та легкость, с которой пошло Правительство России на либерализацию цен в 1992 году, не создав для этого соответствующих условий.

            В этот период времени на состояние денежной системы в России стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 года во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 года Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года, банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение Правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось. Поэтому соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции  во всех республиках бывшего Союза.

            Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении расчетов.

            Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов. Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными. Это усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

            В феврале 1993 года в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 года. Они не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но к середине 1993 года большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории Российской Федерации денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использования в России с 26 июля 1993 года только банкнот образца 1993 года.

Денежная реформа 1998 года

            Замедление спада в экономике в 1996-1997 годах вызвало принятие Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 1000 : 1.

            Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте.

            С 1 января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100, и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1 ,5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000: 1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой  монета в десять рублей).

            К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). Однако в середине августа 1998 года финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падение курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля.

            Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам.

            Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд. долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России.

            Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

           На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Пройдя множество испытаний, включая дефолт, современный вид денежная система приобрела в результате деноминации 1998 года, и вполне успешно существует и по сей день. 

При опубликовании ссылка (в Интернете — гиперссылка) на пресс-службу министерства финансов Ставропольского края (www.mfsk.ru) обязательна.

Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Включить
Настройки Обычная версия
Яндекс.Метрика