Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых министерством

Обжалование нормативных правовых актов и иных решений, принятых министерством финансов Ставропольского края (далее – министерство), осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Конституции Российской Федерации, главами 21 и 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс административного судопроизводства), главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов министерства полностью или в части и об оспаривании решений, действий (бездействия) министерства рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства не подлежат рассмотрению в порядке, установленном указанным Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Обжалование нормативных правовых актов министерства в судах общей юрисдикции

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта министерства не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно правилам подсудности, определенным статьей 20 Кодекса административного судопроизводства, административные исковые заявления об оспаривании нормативных правовых актов министерства рассматривает Ставропольский краевой суд в качестве суда первой инстанции.

Административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 209 Кодекса административного судопроизводства.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта министерства недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов министерства в Ставропольском краевом суде граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов министерства рассматриваются Ставропольским краевым судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта министерства судом принимается одно из следующих решений:

1)   об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2)   об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В случае признания судом нормативного правового акта министерства не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. В этом случае не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта министерства, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

Решение суда о признании нормативного правового акта министерства не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Решение Ставропольского краевого суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта министерства, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными главой 34 Кодекса административного судопроизводства. Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта министерства может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.

Обжалование решений министерства, его действий (бездействия)

в судах общей юрисдикции

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) министерства, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

По административным делам об оспаривании решений, действий министерства суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) министерства рассматриваются судом в течение одного месяца. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) министерства судом принимается одно из следующих решений:

1)   об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2)   об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) министерства может быть обжаловано по общим правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства.

Оспаривание ненормативного правового акта министерства, его решений, действий (бездействия) в арбитражных судах

В соответствии с главой 24 АПК граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта министерства, незаконным его решения, действия (бездействия), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт министерства, его решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта министерства недействительным, его решений и действий (бездействия) незаконными установлены статьей 199 АПК.

Действие оспариваемого ненормативного правового акта министерства, его решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) министерства арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у министерства, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт министерства, его решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта министерства недействительным, или незаконным его решения, действия (бездействия).

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) министерства соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

3.3. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) министерства подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта министерства полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

В соответствии с главой 34 АПК лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК, вправе обжаловать в порядке
апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу.

Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Включить
Настройки Обычная версия